Наболело!
В Москве под председательством первого вице - премьера Виктора Зубкова состоялось заседание правительственной комиссии по вопросам АПК. В повестке тема важная, хоть и трудно произносимая: «О правовом и организационно-экономическом регулировании земельных отношений и земельного контроля в части земель сельскохозяйственного назначения» Постановили - к середине сентября подготовить перечень мер, как эти отношения урегулировать.
К чему бы такая спешка? Наболело, как говорится.
Одинокая пенсионерка, в прошлом доярка из нечерноземного села Мария Дёмина владеет пятью гектарами пашни. По европейским меркам - богачка. Но в нашей российской действительности за сдачу в аренду пая крестьянка получает не более трех тысяч рублей в год. Заняться выделением участка в натуре, его продажей старушке не по силам, да и не по карману.
Таких дольщиков, получивших надел в ходе реорганизации колхозов, совхозов, в нашей стране свыше двенадцати миллионов. Лишь около двухсот тысяч из них сумели или захотели выделить участки в натуре, создать частные, фермерские хозяйства. Остальные, как та же Мария Дёмина, сдают свою землю «в наём». Юридически каждый владелец пая - его полновластный распорядитель. Фактически - это виртуальная собственность, некое подобие ваучера.
- С одной стороны, хорошо, что в целом пашню пока не успели превратить в лоскутное одеяло, - говорит академик РАСХН Владимир Милосердов. - Чересполосица, кроме опасности междоусобных войн, заблокировала бы создание средних и крупных сельхозпредприятий.
Вопрос, конечно, дискуссионный. Но, «притормаживая» земельную реформу, местные чиновники руководствуются совсем иными соображениями. Бесконтрольные паи продавать и скупать проще. Под видом финансового оздоровления ловкие дельцы банкротят хозяйства. Сейчас в этой печальной стадии около трех тысяч сельхозпредприятий.
Если бы реформа осуществлялась строго по правилам, юридически безупречно, большинство наделов, скорее всего, осталось бы в аренде у фермеров, кооперативов... Но сегодня реформа, похоже, в тупике. Выход ищут политики, экономисты, практики. Предлагается, в частности, и такой вариант. Вернуть все земли в дореформенное состояние. То есть государству. Затем передавать в долгосрочную - на 49 и 99 лет - аренду надежному хозяину, и только для дела крестьянского.
Однако многие экономисты, политики, например, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов, считают такую меру шагом назад. Коль скоро объявили земельную реформу, так нужно довести ее до логического конца. Казалось бы, что до всего этого тем, кто взял паи, как говорится, в хозяйственное управление? Оформлены или нет - возделывай, получай продукцию. Но неопределенность лишает перспективы: сегодня земля у тебя, а завтра? Такая ситуация серьезно затрудняет и финансовые отношения с партнерами. Получение кредитов, например.
- Разделение земли на доли, - отмечали участники заседания правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, - создало большие сложности, как для владельцев, так и для пользователей. Сегодня в России нет единой, целостной, законодательно определённой системы защиты сельхозугодий. Охрана их регулируется подзаконными актами, рынок слабо огражден от иностранного капитала, влияние которого в последние годы все усиливается.
После жаркого и обстоятельного обсуждения правительственная комиссия по вопросам АПК решила подготовить, наконец, «Концепцию совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земель сельскохозяйственного назначения».