Пилотесса по имени Жанна

Станичный аэроклуб во главе с отважной женщиной пользуется большой популярностью на Кубани.

Двор семьи авиаторов на окраине Прочноокопской заставлен крыльями, фюзеляжами. А в ангаре три спортивных самолёта - экспонаты будущего музея авиации. На них, рассказала хозяйка дома Жанна, летал её отец, мастер спорта Анатолий Балуев.

Безрукий лётчик

Он был хорошо известен в авиационном мире. Объединил в 1970 году единомышленников во Всесоюзное общество энтузиастов-любителей легкомоторной авиации. Даже одну из дочерей назвал в честь своего детища - Воэлла. А живой легендой отечественной авиации Балуев стал после трагедии 1974 года, когда при испытании авиадвигателя лишился кисти правой руки.

- Для любого это был приговор: путь в небо закрыт, - вздыхает Жанна. - Папа жить не хотел. Но переборол себя. Сконструировал удобный протез. Научился вначале ездить на мопеде. А затем ему, по явному недоразумению, выдали инвалидку с …ручным управлением. Он и её освоил. А вскоре стал единственным в стране безруким лётчиком! И пролетал ещё 27 лет. Не просто пролетал - продолжал с риском для жизни испытывать самодельные аппараты. Поставил на крыло 63 такие машины. Папа разбился во время полёта шесть лет назад.

Страстью к небу от Балуева заразились сотни учеников. И в первую очередь - родные. Послушен штурвал и жене, и детям, и внукам. После трагического ухода Анатолия Агафоновича аэроклуб его имени возглавила дочь Жанна.

- Вообще-то папа мечтал о сыне, - говорит Жанна Анатольевна, приглашая проехать на местный аэродром, где базируется клуб. - Но сыновей не было. И тогда попросил меня оставить после замужества его фамилию. Если, конечно, Сережа возражать не будет. Супруг мой, как и я, лётчик-инструктор первого класса, очень уважал папу. Разумеется, согласился. Больше того, когда у нас с ним пошли дочки, предлагал и их регистрировать Балуевыми. Но тут уж я воспротивилась. Авиация - не женское дело. Не случайно из 75 кубанских пилотов-любителей, которых объединяет наш аэроклуб, только я да Антонина из Краснодара - пилотессы.

- Не пускает вперёд сильный пол?

- Чтобы сделать успешную лётную карьеру, надо пожертвовать личной жизнью, - возражает Жанна, уверенно управляя джипом. - Даже если ты не мечтаешь о рекордах, совмещать роль матери, жены, хранительницы очага и пилота очень сложно. У меня получается, потому что муж той же «болезнью болен». А вот Тоня, насколько знаю, замуж не стала выходить.

- Что вам дало небо?

- Оно научило ответственности, постоянному контролю над собой, собранности, умению просчитывать варианты. А главное: когда ты в небе - душа поёт.

«Я теперь вас понимаю, ласточки, стрижи!»

Поднявшись на возвышенность за станицей, оказываемся у кромки поросшего травой лётного поля с флажками по границам. Рядом огороженная сеткой стоянка с двумя «Яками» внутри. Один из них своё уже отлетал. А второй регулярно встаёт на крыло. Если, разумеется, нет тумана, обложного дождя или сильного мороза. Бдительный сторож подходит к нашей машине. Убедившись, что за рулём хозяйка, отправляется собирать грибы. Помимо самолёта он охраняет химсклад сельхозкооператива, расположенный тут же.

- В будние дни в этой зоне летают курсанты Армавирского авиаучилища, - рассказывает Жанна. - А мы, по договорённости с ними, - в выходные. Отработать конкретные навыки приезжают пилоты-любители из разных районов края. В нашем «Яке-18т» впереди два штурвала, так что рядом с инструктором может сесть тот, кто хочет порулить.

Помимо желающих порулить на аэродром спешат друзья и знакомые - охотники покататься на «воздушном велосипеде». Особенно популярен маршрут над Кубанью на небольшой высоте - дорогой береговых ласточек. Эти прогулки вызывают у пассажиров такой восторг, что по возвращении на землю некоторые разражаются возвышенными стихами. Ими заполнен альбом пилотессы Балуевой. Есть в нём такие строки: «Боевые развороты, «горки», виражи, ускоренье, невесомость - вволю, для души! Кто здесь не был - не поверит, как ни расскажи. Я теперь вас понимаю, ласточки, стрижи!»

А ещё сюда наведываются женихи накануне свадеб. В день бракосочетания здешние пары непременно приезжают на мост через Кубань - полюбоваться живописными заводями.

- И в это время появляемся мы с именами жениха и невесты на крыльях и бросаем к ногам ошеломлённой красавицы роскошный букет, - улыбается Жанна. - От такого сюрприза вся свадьба «на ушах». Мы предлагали знакомым ещё дальше пойти: отметить бракосочетание полётом пары в небо. Но пока никто не рискнул.

Зато в случае нужды даже ни разу не летавшие смело садятся в кабину. То корова от стада отбилась, то машину угнали. На земле обзор ограничен. А сверху далеко окрест всё как на ладони.

- Как-то приезжают милиционер с председателем сельхозкооператива, - вспоминает Балуева. - Выручайте, говорят, КамАЗ пропал. Посадила председателя в кабину - и в небо. Несколько раз спускалась над машинами похожей раскраски на дорогах. Не та. А затем прошлись над населёнными пунктами. Смотрим - стоит КамАЗ на улице возле дома. Убавила высоту, чтоб номер разглядеть. «Он!» - радостно кричит председатель. А дальше уже дело техники.

В небе места хватит всем

Едут в аэроклуб архитекторы: аэрофотосъемка нужна. Едут организаторы праздников: помогите народ поздравить. Едут аграрии: давайте приспособим ваш самолёт для химобработки посевов.

- Всё бы можно, да устав любительского аэроклуба запрещает заниматься предпринимательством, - сожалеет Жанна Балуева. - Идём навстречу только друзьям да в случае особой нужды. Как с тем председателем. Он, кстати, заправил за свой счёт самолёт. Всё, на что можем согласиться, чтобы на неприятности не нарваться.

Пока разговаривали, приехал муж Жанны - Сергей. Привёз купленный в соседнем регионе подержанный «Як-52». Эта машина весной, после доводки и проверки техкомиссией из Федерации любительской авиации, пополнит парк аэроклуба. На ней можно будет выполнять фигуры высшего пилотажа.

- После того как три года назад приняли Воздушный кодекс и узаконили авиацию общего назначения, нам куда легче жить, - признаётся Сергей. - Официально разрешено заправляться обычным бензином АИ-92, летать с водительской справкой о здоровье. Хороший стимул для подъема лёгкой авиации. У десятка кубанских пилотов-любителей из нашего клуба уже есть свои крылья. А новый закон, что недавно прошёл через Госдуму, позволит нам летать после уведомительного телефонного звонка в ближайшую авиадиспетчерскую. Быстрее надо убирать препоны с нашей дороги. В небе всем места хватит.

На обратном пути спрашиваю директора аэроклуба, что испытывала она на лётном поле под станицей Отрадной, где разбился её отец.

- Я человек верующий, - ответила Жанна. - Когда приехала в слезах на место трагедии, то почувствовала душу папы. Я словно считывала: «Жанка, не бросай!». И я пообещала: «Не брошу». Знала, что он не хотел дожить до дряхлой старости, а мечтал умереть вот так - за штурвалом в небе.

- Но отец пожил, а вы были молоды и с маленькими дочерьми на руках. Не испугались?

- Нисколько. Если бы в тот момент на полосе стоял исправный самолёт, я б на нём обязательно взлетела.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Спецрепортаж
Газета: Газета Крестьянин