Кооперационное чудо
Государство форсирует создание кооперативов, но повторить успех Липецкой области пока могут не все регионы
На днях первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов заявил, что сельхозкооперация – важнейшее направление АПК, которое министерство старается всячески поддерживать, а потому рассчитывает, что в 2017 году в стране появится не меньше 1 200 новых кооперативов.
Министерство сельского хозяйства планирует вовлечь в сельскохозяйственную кооперацию не менее 30% малых форм хозяйствования в стране. Для осуществления этой задачи, по расчётам Минсельхоза, в 2016-2017 году должно было быть создано 1 500 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоКов). После утверждения «целевого показателя» каждый регион страны получил «разнарядку» на создание кооперативов: в среднем на субъект РФ пришлось от 10 до 30 новых кооперативов.
На план-задание регионы отреагировали по-разному. В Липецкой области и Республике Якутия, например, заявили, что с лёгкостью перевыполнят план (что и случилось). В некоторых регионах (в частности, в Челябинской области) региональные власти решили действовать по примеру федеральных – и спустили аналогичные «план-задания» для нижестоящих инстанций, то есть муниципалитетов.
Но, к сожалению, той простой истины, что кооператив – дело добровольное, никто не отменял. Малые формы хозяйствования, которым как раз и предстояло возрождать кооперацию, от разнарядок Минсельхоза не стали ни более доверчивыми друг к другу, ни более инициативными. К лету 2017 года стало понятно, что многие регионы страны заветных цифр могут не достичь.
«В среднем в областях, исключая передовую в этом направлении Липецкую, создана лишь четверть объединений от показателей, установленных Минсельхозом на 2017 год, – сообщил со ссылкой на источники в региональных администрациях «Коммерсант». – Так, в апреле пресс-служба орловского облправительства заявила о том, что главы районов получили рекомендации по «безусловному созданию» не менее одного кооператива. При этом пока из запланированных девяти сельскохозяйственных потребительских кооперативов созданы только два – в Орловском и Урицком районах, ведётся работа по созданию кооператива в Свердловском районе».
В Воронежской области из 25 кооперативов создано семь. В Курской области, где целевой показатель – 30 кооперативов, областные власти объявили конкурс и на момент публикации ещё не получили заявок.
По данным Минсельхоза России, в 2016 году в России появилось 270 новых кооперативов. В 2017-м их должно быть создано в 4,5 раза больше, но предпосылок лавинообразному открытию пока не возникло. По крайней мере, за первые три месяца 2017 года образовалось всего 146 новых СПоКов.
Один к сорока
Почему же государство рассчитывало на привлекательность идеи кооперации для аграриев и владельцев ЛПХ? С 2017 года регионы получили «единую субсидию», в рамках которой были предусмотрены гранты сельскохозяйственным кооперативам. Общая сумма федеральных средств, предназначенных СПоКам, – 1,5 млрд рублей. В 2016 году, для сравнения, было выделено только 900 миллионов, в 2015 году – 400 миллионов.
В апреле начальник отдела департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Татьяна Лазутина сообщила, что 900 миллионов хватит на то, чтобы обеспечить грантами 147 кооперативов-получателей. При этом средний размер гранта, который в 2016 году составлял 7,7 млн рублей, вырастет до 12 миллионов.
Несмотря на то что ориентировочные цифры Минсельхоза растут из года в год, эффективность такой господдержки у экспертов всё-таки оставляет сомнения.
Ещё в ноябре прошлого года, на IV Всероссийском съезде сельскохозяйственных кооперативов председатель совета АККОР Вячеслав Телегин утверждал, что грант требует слишком много собственных средств со стороны кооператива и от нынешнего соотношения 60% на 40% следует перейти к формуле 80% на 20%. Кроме того, Вячеслав Владимирович убеждал, что сроки освоения гранта следует увеличить до 24 месяцев, а его направления – расширить, включив такие статьи расходов кооператива, как подключение к инженерной инфраструктуре, строительство и реконструкцию дорог к кооперативным объектам и так далее.
Другой недостаток системы грантов – их недоступность. По правилам 2017 года получить денежную дотацию могут только те кооперативы, которые проработали не менее 12 месяцев.
Это значит, что в течение первого года жизни члены кооператива должны формировать инфраструктуру СПоКа либо за счёт собственных, либо за счёт заёмных средств. Или «существовать на бумаге» – в надежде на получение гранта в будущем.
Шанс стать счастливым грантополучателем у кооператива не так уж высок. Если верить Росстату, к 1 января 2017 года в стране работало 5 839 кооперативов. Средств, выделенных в 2017 году, как планирует Минсельхоз, хватит на удовлетворение 150 заявок. Это значит, что лишь один из 40 кооперативов сможет получить денежную помощь от государства.
Законопроекты «большие» и «маленькие»
За то время, что существует сельхозкооперация, её неутомимые лоббисты – в первую очередь, конечно, представители различных фермерских объединений – предлагали немало идей, которые бы могли помочь развитию СПоКов и сделали бы работу Минсельхоза более эффективной. Но предложения активистов повторяются из года в год, не находя поддержки (или находя её эпизодически, лишь в некоторых субъектах РФ).
«Крестьянин» выяснил, что сейчас в разработке Минсельхоза находятся два закона, касающиеся кооперации. Один из них посвящён распределению прибыли в коо-
перативах и предполагает, что в правило пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ будет внесено изменение, которое допустит распределение прибыли и дохода между членами СПоКа. Более конкретной информации газете найти не удалось: текст законопроекта если и существует, пока не выложен в открытый доступ.
Второй законопроект рассчитан на помощь тем кооперативам, которые намерены экспортировать свою продукцию. Минсельхоз намерен поддерживать их субсидиями «на продвижение продукции». Кооператив сможет вернуть себе не более 50% затрат, которые он понёс во время транспортировки продукции АПК или во время оформления экспортных бумаг (например, на экспедиторские, брокерские услуги или на получение документов о соответствии продукции требованиям страны-импортёра). Субсидия рассчитана на крупные объединения: кооператив-получатель должен состоять из трёх других потребительских кооперативов, а те, в свою очередь, должны иметь не менее 30 членов из числа сельхозпроизводителей.
Другие, более «близкие к народу» меры Минсельхоз России отдал на откуп региональным властям. Именно на них возложена обязанность организовывать рынки сбыта, создавать консультационные центры, добавлять к федеральным грантам иные формы господдержки. То, как следует развивать кооперацию в стране, Минсельхоз подробно изложил на 66 страницах документа под названием «Рекомендации по созданию Программы развития сельскохозяйственной кооперации в субъекте РФ».
Что же рекомендует аграрное ведомство?
Устанавливать региональными законами сниженную налоговую ставку налога на доходы и на имущество организаций; помогать кооперативам в разработке стратегии развития на 3-5 лет; содействовать кредитным СПоКам в предоставлении отчётности Центробанку; способствовать тому, чтобы региональные гарантийные, кредитные и лизинговые организации предлагали кооперативам особые продукты; развивать собственные торговые сети для сельхозкооперативов и организовать 72-часовые программы повышения квалификации для руководителей и специалистов малых форм хозяйствования.
Особое место в «Рекоменда-циях» занимают субсидии. Минсельхоз советует регионам оказывать широкий спектр денежной поддержки. Можно компенсировать проценты по кредитам, субсидировать приобретение оборудования, субсидировать проведение ревизий, возмещать часть затрат на строительство (реконструкцию) производственных помещений, на покупку семян и посадочного материала, молодняка скота и инкубационного яйца, на покупку ларьков для ярмарок и т. д.
В кооператив насильно не загонишь
В России есть лишь единицы таких регионов, чьим рвением в поддержке кооперации Минсельхоз действительно мог бы гордиться. Среди них – Липецкая область, где, правда, развитием движения начали заниматься задолго до появления «Рекомендаций». Несколько лет назад, когда 5% кредитов в России не было и в помине, липецкий Фонд развития кооперативов уже предоставлял СПоКам льготные среднесрочные займы сроком до четырёх лет (до 5 млн рублей) под 5% годовых. В регионе уже существовал Центр развития кооперативов, предоставлявший обширную юридическую и организационную помощь тем, кто решился объединиться.
К 1 июля 2016 года в области работало 125 кооперативных предприятий торговли, а сельхозпроизодителям было выделено более четырёх тысяч мест на розничных рынках и более шести тысяч мест на ярмарках.
Сельскохозяйственным кооперативам власти Липецкой области оказывали и значительную финансовую поддержку, причём она была именно региональной. Существует она и сегодня.
Например, по словам Ларисы Безрукавниковой, главы Липецкого областного союза сельскохозяйственных кооперативов, из средств областного бюджета СПоКам компенсируют до 70% затрат на строительство или реконструкцию сооружений, приобретение оборудования и техники. Существуют субсидии на проведение ревизий, на разработку товарного знака и другие.
Конечно, такая всесторонняя поддержка требует финансовых вливаний. В программе развития сельскохозяйственной кооперации Липецкой области приводятся такие цифры: на развитие движения из федерального бюджета будет выделено 21,5 миллиона рублей. Из областного бюджета на эти же цели – 116,2 миллиона рублей.
Не удивительно, что при таком внимании к СПоКам властям Липецкой области удалось охватить кооперацией 37% ЛПХ, увеличить с 2010 года количество кооперативов в семь раз, а число вовлечённых в кооперацию – в 57 раз. К концу 2016 года в регионе работало 855 СПоКов, за первое полугодие 2017 года их стало на 40 больше.
Смогут ли другие субъекты РФ повторить «кооперационное чудо» Липецкой области? Там, где этому будет уделено достаточно внимания и средств, повторение такого сценария вполне возможно. Только Липецкой области для её впечатляющего рывка потребовалось пять лет, а остальной России на её 1200 новых кооперативов осталось меньше полугода.
Александра КОРЕНЕВА