Донской «спецназ»

В ЮНЦ РАН презентовали альбом, иллюстрирующий участие казаков на европейском и кавказском театре военных действий

Уникальность этого издания в том, что впервые показана повседневная жизнь казаков на войне. Причём большая часть представленных фотографий эксклюзивны. Они ещё никогда нигде не публиковались.

– Наша задача была найти фотодокументы, показывающие не парадную сторону, о которой мы все знаем. Ну, атаманы у нас всегда победители. На самом деле побеждают солдаты и казаки. А как они воевали, как попадали в плен, чем питались, как жили в лазаретах, госпиталях, окопах? Потому что война же там делается. Тогда более понятны наши победы и причины поражений. Тут показана неизвестная страница нашего казачества – они были в заградотрядах. Когда крестьянская армия российская бежала, они стояли сзади и, как все заградотряды, препятствовали этому. И потом, если солдаты оставили окопы, то казаки должны были стать на их место, чтобы не оголить фронт, – рассказывает ответственный редактор, автор проекта академик Геннадий Матишов.

Тему будущей книги подсказала третьекурсница института истории Татьяна Пимонова. По признанию академика, такое в его практике случилось впервые. Три года назад на конференции студентов, аспирантов и молодых учёных помимо докладов были представлены стенды. Курсовая работа Пимоновой, показавшая казаков в плену, на закавказском фронте в Турции, привлекла внимание учёного. Девушка пояснила, что материалы она искала в газетах 1914-1917 годов. С лёгкой руки академика работа была продолжена. В результате чего найдено более пятисот снимков той поры. К сожалению, качество большинства фотографий оказалось очень низким. Вошедшие в издание материалы пришлось обрабатывать с помощью компьютерных технологий. Потому книга получилась не столь объёмной и такой дорогой. На тираж в 500 экземпляров затрачено 350 тысяч рублей. Но переоценить данное издание невозможно.

– Этот фотоальбом сможет использоваться для научных исследований, – говорит кандидат исторических наук, научный руководитель Т. Пимо-новой Мария Братолюбова. – Жизнь казака на войне – не только сражения, но это и какие-то минуты радости, это помощь военнопленным, это похороны погибших. Очень ценно, что фотографии эти являются самоописанием казаками своей истории. Командир 26-го Донского казачьего полка Иван Хрещатицкий на собственные деньги купил фотооборудование, научил казаков фотографическому делу. И на протяжении нескольких месяцев составлялись фотоотчёты из жизни этого полка, которые так и назывались: «О боевых подвигах и повсе­дневной жизни казаков». В то время был издан приказ по всем казачьим полкам вести журналы боевых действий. 26-й полк стоял в окопах на Западной Двине больше года. У них было время. Другие делали отписки без иллюстраций.

Историк подчеркнула, что значимость этих снимков ещё и в том, что они авторские. Редко когда на фото той поры можно найти дату и место экспозиции. Здесь же известен не только исполнитель, но зачастую описаны все запечатлённые, даже на групповых снимках, где позировали 70 человек.

Сегодня в институте истории создан банк визуальных источников Первой мировой войны, куда вошли не только фотографии, но и плакаты, сатирические карикатуры. Татьяна Пимонова, теперь уже магистрантка, успела опубликовать ряд статей, в том числе в российских журналах.

Как отметил доктор исторических наук Андрей Венков, история повседневности – очень важное направление, которое набирает всё большую силу.

– Казачеством был создан уникальный боевой организм. Донские казаки послали на фронт 117 тысяч человек. В плен попало 170 человек, в то время как русская армия потеряла пленными 2 млн 200 тысяч, немцы и австрийцы – 2 млн. Из 117 тысяч призванных 37 тысяч стали георгиевскими кавалерами, а георгиевские награды давались не за участие где-то там, а за конкретный подвиг. Погибли 3 400 человек – 3%, как на учениях. То есть это настолько высокий уровень подготовки, настолько уникальный боевой организм, которого нет и не скоро будет, это уровень спецназа, причём очень хорошо подготовленного. На протяжении веков сформировался человек с особым стереотипом поведения. Польский полковник на русской службе Бискупский попал в партизанский отряд Фигнера в 1812 году. Там были гусары, уланы, полк донских казаков. И Бискупский так кратко охарактеризовал казаков: «Удивительно, как самосохранны всегда и везде». То есть воины, выращенные не по принципу: стоять и умирать, а по принципу: убил и ушёл. Вот это партизанская казачья тактика. И благодаря ей у нас, наверное, сейчас и действует спецназ, – подытожил профессор Венков.

К сожалению, фотоальбом, выпущенный издательством Южного научного центра Российской академии наук, в свободную продажу не попадёт. Но его создатели заверили, что передадут книгу во все районные библиотеки.

Людмила ВОРОБЬЁВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин