Три министра на полтора километра

Маленький участок разбитой дороги отрезал жителей хутора не только от цивилизации, но и от собственных соседей

Министру транспорта Ростовской области А.Н. Иванову – от жителей улицы Южной хутора Кавалерского Егорлыкского района:

«Мы проживаем на расстоя­нии 8 км от центральной части хутора, в которой расположены кавалерская средняя школа № 3, детский сад, врачебная амбулатория, аптека, администрация сельского поселения, продовольственные магазины. (…) Эта дорога является частью школьных маршрутов, по ней подвозят 66 учащихся школы и 17 детей в детский сад. Никакого ремонта на этой дороге не производилось со времени её строительства. (…) По проезжей части дороги невозможно проехать, пока сухо, машины движутся по обочине. В настоящее время (…) стоит вопрос о закрытии школьных маршрутов…»

И.И. Локоть, А.Г. Дегтярёв, 
Н.В. Кармалюк и др., всего около 50 подписей

Эту дорогу построили в 1986 году и с тех пор ни разу толком не чинили – обходились ямочным ремонтом. Общая её длина – 11 км 756 м, но даже это небольшое расстояние радует путника разнообразием. В центре, возле администрации, ясное дело, асфальт получше, по краям – похуже. Но главный сюрприз дорога, вдоль которой вытянулся хутор Кавалерский, приберегает под конец: полтора километра, где нога ремонтника не ступала с советских времён – с того самого 1986 года. 

– Её строил наш колхоз имени Кирова, за свои средства. Хорошая была дорога: подошва до сих пор не просела. Но в 1997-м колхоз развалился и дорога зависла – стала непонятно чья, – рассказывает житель Кавалерского Александр Корсун. Это он уже шесть лет пытается пробить ремонт дороги во всех инстанциях. Он же и позвонил в редакцию, пригласив нас на прогулку по заветным полутора километрам.

– В 2010 году дорогу наконец поставили на баланс сельского поселения, – продолжает Корсун. – Я был тогда депутатом, предложил: давайте делать ремонт. И тут вдруг выяснилось, что на полтора километра по улице Южной нет проектной документации. Как же так? Строили одну целую дорогу, мы с председателем колхоза (я работал агрономом) размечали все съезды…

А теперь выходит, что тот кусок дороги, где живёт его семья, нельзя отремонтировать. Ямы, колдобины и облезший асфальт есть, а документов на них – нет.

Ответ из областного министерства транспорта подтвердил: проектная документация на капремонт участка внутрипоселковой дороги именно по улице Южной отсутствует. Почему – министерство не объяснило. Но пообещало, что в 2014 году «будет рассмотрен вопрос» о её разработке. Ответ, подписанный замминистра А.В. Колбиным, датирован декабрём 2012 года. Запомните эти даты.

Надо заводить лошадей

– Вот здесь можно учить экстремальному вождению, – Александр Андреевич ловко рулит между ямами, которыми испещрён относительно новый асфальт. Он-то их давно выучил наизусть. Вместе с женой Валентиной они, как в парке с аттракционами, обещают:

– Сейчас будет самое интересное.

Мы останавливаемся там, где кончается асфальт. Видно, что он здесь когда-то был – но весь вышел. Это те самые полтора километра – кость в горле живущих здесь. 

Погода для демонстрации крайне неудачная – сухо, дождей не было давно. Можно ехать по обочине, которую тут прозвали «дорогой жизни». Да ещё не так давно местные фермеры вскладчину засыпали самые безнадёжные участки щебёнкой. Но легко можно представить, в какое непроезжее болото превращается эта дорога в весенне-осеннюю распутицу. А что нельзя представить, то рассказывают местные жители. 

– Автобус вон туда доезжает, а дальше не едет. А скоро вообще ходить не будет, потому что грязь, а дороги немае. Путину писали сколько раз… За нас вообще забыли, наверное, – говорят Роман и Елена.

Впрочем, говорят, ни вчера, ни позавчера рейсового автобуса вообще не было. Почему – никто не знает. 

– Когда грязь, я эти полтора километра еду минут двадцать, – говорит Михаил. – Два-три года – и нужно ходовку менять. Лошадей надо покупать, что ли? «Скорая» к нам не ездит.

Школьный автобус останавливается далеко – дочка ходит пешком.

Народ уезжает. Мне показывают брошенные кирпичные дома – заросшие кустарником, но ещё крепкие.

– А что делать, если никуда добраться нельзя? – говорит Лариса. – Мы любим своё село. Но моя дочка уехала, хотя и не хотела. Правда, на праздники вся наша родня приезжает – тянет их сюда. 

– У нас красивые места, хорошая рыбалка. В 2009-м провели газ – вроде народ приостановился. А сейчас опять уезжают, – сетует Александр Корсун.

Олимпиада виновата 

– Комментарий простой: нет денег. На капремонт нужно около 30 млн рублей. А годовой бюджет нашего поселения – пять-шесть млн, – говорит глава администрации Кавалерского сельского поселения Антон Мезинов.

По его словам, администрация ежегодно направляла заявки на выделение средств из областного бюджета, но на данный момент вопрос не решается: «вы же сами знаете, какая у нас сейчас ситуация в стране». А тут ещё сначала Олимпиада, потом чемпионат мира…

– Но ситуация у всех, а дороги как-то ремонтируют...

Антон Павлович объясняет: ещё восемь лет назад, когда он пришёл работать в администрацию поселения специалис­том по ЖКХ, дорога была уже в таком состоянии, что ямочный ремонт не спасал. В 2013 году изготовили проектную документацию на капремонт. Но есть опасения, что понадобятся дополнительные средства, потому что в этом году истекает срок экспертизы. И если не успеть – вся волынка начнётся с самого начала.

– Вот жители недавно опять сбрасывались, чтобы своими силами хоть немного привести дорогу в порядок. Администрация в этом не участвовала?

– Нет, не участвовала.

А годы идут...

А теперь вспомним: в 2012 году минтранс Ростовской области обещал «рассмотреть вопрос» в 2014 году. Я листаю стопку бумаг, которую дал мне Александр Корсун, – коллективные письма, официальные ответы: 

– Просим включить в государственную программу Ростовской области «Развитие транспортной системы» на 2016 год…

– Вопрос включения вышеуказанного объекта в государственную программу может быть рассмотрен при формировании плана дорожных работ на 2018 год…

– Вопрос будет рассмот­рен министерством транспорта Ростовской области при формировании государственной программы на 2019-2021 годы…

– Вопрос будет рассмот­рен министерством транспорта Ростовской области при формировании государственной программы на 2021-2023 годы…

Идут годы, меняются фамилии, уже и в министерстве транспорта сменился третий министр: на смену Дживану Вартаняну пришёл Виталий Кушнарёв, а затем – Андрей Иванов. А несчастные полтора километра раздолбанной дороги кочуют из одного проекта в другой, и государственные мужи аккуратно вписывают их то в одну программу, то в другую…

* * *

Так совпало, что жители Кавалерского позвонили к нам в редакцию в тот самый день, когда были опубликованы результаты рейтинга 150 городов по качеству дорог и парковок. Рейтинг составил портал Domofond.ru, оценки ставили сами жители регионов. И, как ни печально, Ростовская область стала регионом-аутсайдером, получив наихудшие оценки.
До окраины хутора Кавалерского «Домофонд», конечно, не добрался. А то бы хутору наверняка дали специальный приз. 

Анна КОЛОБОВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин