Бульдозером – по «маленькой Швейцарии»

Щебневый карьер метр за метром пожирает сосновую рощу

Куйбышевский район Ростовской области называют «маленькой Швейцарией». Зелёные холмы, белые скалы – отроги Донецкого кряжа, живописные берега Миуса и заросшие травой пруды – здешние места настолько красивы, что именно сюда, в село Лысогорка, проложили один из сельских туристических маршрутов Ростовской области. Разговоров о сельском туризме много (и официальных документов, предписываю­щих его активное развитие, тоже), а вот самих маршрутов раз, два – и обчёлся. Но в «маленькую Швейцарию» едут и французы, и испанцы с итальянцами. Не толпами, конечно, но есть любители. 

Здесь водились лоси и лани

К сожалению, не только почитатели южнороссийской природы и сельского быта протоптали сюда дорожку. 

– Нашу «маленькую Швейцарию» уничтожают, – говорит житель села Новиковка Виктор Самодуров. Он приехал в редакцию «Крестьянина», чтобы рассказать, что происходит с сосновыми рощами и посадками акаций в местах, где он живёт уже сорок лет. Ведь куйбышевская «Швейцария» богата не только красивыми видами, но и камнем, который дробят на невзрачную, но такую выгодную щебёнку.

Виктор Михайлович приехал в Новиковку по распределению после педагогического института. Работал в местной школе учителем химии и биологии, много лет директорствовал, а недавно ушёл на пенсию. 

Виктор Самодуров

– В 1980 году по обе стороны трассы сажали деревья – сосны, акации и другие лиственные... Я хорошо это помню, потому что как раз начинал работать в школе. В этих рощах даже лоси и лани водились – сам видел! А на склонах росли дикие маки. 

Но четыре года назад появился щебневый карьер – и стал потихоньку ползти в сторону посадок. А пару лет назад дополз и стал их пожирать. В последний год – с особым аппетитом. 

Щебень, глина и земля

Через несколько километров после въезда в Куйбышевский район впереди на дороге появляется огромное облако пыли. Подъезжаем ближе, выходим и начинаем подниматься по склону. Справа от нас, на пригорке – ладные сосенки, до которых ещё не добрался прожорливый карьер. Слева – горы земли, глины и щебня. За ними вдалеке слышен гул работающей техники. Подходим ближе...

Мощные машины вгрызаются в землю и выбрасывают всё ненужное прямо на живые зелёные деревья: сосны засыпаны земляными отвалами – какая на треть, а иная и наполовину. Да впрочем, какая разница? Всё равно пойдут под топор. Виктор Михайлович показывает, где ещё недавно росли деревья – теперь там даже пней не осталось: всё вывезли. 

Из пыльного облака на дорогу выныривает самосвал, гружённый щебнем. Никакого брезентового полога, который мог бы хоть немного уменьшить количество пыли, на нём нет.

И забит он, что называется, под завязку, так, что груз выступает поверх бортов. Интересно, что по этому поводу скажут гаишники на ближайшем посту? Видимо, ничего не скажут, потому что самосвалы ездят один за другим. 

Сначала вырубим, потом будем охранять

Администрация Куйбышевского района, куда ещё до визита в редакцию обратился Виктор Михайлович, официально разъяснила ему следующее. Разведку и добычу полезных ископаемых на участке № 6 Русско-Писаревского месторождения осуществляет ООО «Пегас». На что у «Пегаса» есть законным образом полученная лицензия РСТ 80347 ТР от 21.10.2015. А сами земельные участки ООО «Пегас» арендует у их не менее законного владельца Герасима Шаварши Пирумяна. 
«Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Соответственно, древесно-кустарниковая растительность является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению», – сообщается в письме, подписанном главой администрации Куйбышевского района Натальей Мирющенко.

Тут есть некоторое лукавство. Дело в том, что федеральными законодательными актами установлено много чего «иного». И если срубить яблоню в своём дворе вы действительно можете по собственной прихоти, то с сосновыми посадками вдоль дороги всё сложней. Лесной кодекс, федеральный закон «Об охране окружающей среды», КоАП РФ во многих случаях ограничивают право самовольной вырубки деревьев, даже растущих на вашем участке. Разобраться в этом непросто, но, наверное, следовало бы. 

Живые деревья засыпаны глиной и щебёнкой

Ну и – вишенкой на торте – последний абзац: «Администрация Куйбышевского района проводит работу по сбору дополнительной информации для передачи её в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области с целью охраны зелёных насаждений, произрастающих на данных участках». 

Как именно администрация собирается охранять зелёные насаждения, засыпанные грязью из отвалов, пущенные под пилу или просто срезанные ножом экскаватора? Загадка… 

В списках не значится

– Этот лес нигде не зарегистрирован. Его нет, – огорошивает нас Наталья Мирющенко.

– Как же его нет, если он есть? – в один голос возмущаемся мы с Виктором Михайловичем.

– Ну вот люди сделали так, что по документам его нет – я с этим бьюсь уже не один год. Я думаю, что они умышленно его не оформляли, – объясняет Наталья Владимировна. 

– А вас не смущает, что в вашем районе такое творится? 

Глава уверяет, что смущает. Но, по её словам, она работает всего два с половиной года и просто не знает, за что хвататься:

– Например, ещё недавно у района не было установленных границ. Нам только рассказывали, что всё делается на благо народа, а как кинулись – газ провести не можем, дороги оформить не можем, потому что нет чётких границ. 

Заместитель главы по сельскому хозяйству и охране окружающей среды Александр Дадукин более прагматичен: 

– Это были земли сельхозназначения, но их перевели в земли промышленного назначения. А если участок выдан под разработку и на нём нет никаких зелёных насаждений… 

– Но они же есть!

– А кто их сажал? По документам там лес не значится.

Ну, ясное дело, чего по документам нет, того и на свете не может быть.

Лунный кратер в рамках закона

Кто сажал эти деревья сорок лет назад, выяснить, наверное, можно. А даже если нельзя – что же, интересно, мешало с 1980 года узаконить эти деревья? Что мешает сделать это сейчас, пока хоть что-то осталось? Но вот и А.В. Кушнарёва, заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области, в ответе на запрос «Крестьянина» утверждает: «В границах вышеперечисленных земельных участков земли лесного фонда и лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения отсутствуют. С учётом изложенного выдача разрешения на рубку деревьев в границах выше­указанных земельных участков не требуется». И с лицензией у ООО «Пегас» полный порядок.

Короче, не волнуйтесь, граждане, все законы соблюдаются.

Но я не могу не волноваться! И Виктор Михайлович Самодуров – тоже. В нашей степной зоне, где каждое дерево вдвойне ценно, спокойно смотреть, как щебневый карьер метр за метром заглатывает живую зелёную сосновую рощу. Пусть даже, как утверждают минприроды и районная администрация, это происходит на законных основаниях. 

Там, кстати, неподалёку находится уже отработанный и кое-как засыпанный карьер. Печальное зрелище – этакий лунный пейзаж с кратерами и грудами камней. Это и есть будущее нашей «маленькой Швейцарии»? 

Анна КОЛОБОВА
Фото Юрия Савенко

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экология
Газета: Газета Крестьянин