Утильсбор поднимет цены
Аграрное сообщество выступило против повышения утилизационного сбора на сельхозтехнику
Минпромторг разработал проект постановления о повышении утилизационного сбора на легковые автомобили и спецтехнику. Новые ставки могут начать действовать уже с апреля. Но если на легковые автомобили сборы подорожают на 25%, то на комбайны и трактора предусмотрен рост в 2-3 раза. Участники рынка сельхозтехники бьют тревогу: цены на технику, в том числе по уже заключённым контрактам, могут увеличиться на четверть.
Ассоциация дилеров сельскохозяйственной техники провела конференцию, на которой участники рынка обсудили возможные последствия этой законодательной инициативы.
Общее мнение, к которому они пришли: повышение утилизационного сбора будет препятствовать развитию сельского хозяйства.
– Техническая обеспеченность сельхозпредприятий не ахти какая хорошая — парк сельхозтехники не растёт или растёт очень медленно. По статистике, численность техники старше 10 лет в хозяйствах снижается в год на 1% – это, скорее, виртуальная цифра, – высказал мнение вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. – Важно и то, что отечественное сельхозмашиностроение не производит всю линейку техники, необходимую для современных агротехнологий.
Повышение утилизационного сбора ударит прежде всего по импортной технике — новой и б/у, так как отечественным производителям его компенсируют субсидиями. Неизбежно вырастет цена, что повлияет на рост затрат сельхозпроизводителей и вызовет снижение рентабельности сельхозпроизводства.
– В общем контексте усиления регуляторных мер снижение рентабельности означает снижение кредитоспособности, потерю дополнительного источника инвестиций. Поэтому уже в этом году мы можем увидеть упрощение технологий и, как следствие, снижение урожайности, – предположил Корбут. Он добавил, что Российский зерновой союз прогнозирует в текущем сезоне валовый сбор зерновых на уровне 122-125 млн т, что ниже официального прогноза Минсельхоза (130 млн т).
Исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков согласен с тем, что фермер может просто не найти в этом сезоне денег на покупку подорожавшей техники и откажется от модернизации. Крупные агрохолдинги тем более аннулируют тендеры на закупку техники, потому что бюджет у них утверждается заранее и подорожавшие машины не впишутся в утверждённые сметы.
– Предполагаемые сроки повышения утильсбора не дают возможности отреагировать ни поставщикам техники, ни сельхозпроизводителю, – сказал Дмитрий Востриков.
Предложение повысить утильсбор было очень неожиданным, оно не обсуждалось с отраслевым сообществом, отметил эксперт АСХОД Александр Алтынов.
– Ставки по некоторым позициям вырастут в 2-3 раза, что может принести в бюджет дополнительно 6 млрд рублей, с 3,5 млрд в 2020 году поступления вырастут до 9,5 млрд рублей. Это превосходит даже объёмы финансирования системообразующей для рынка сельхозтехники программы 1432, – отметил эксперт. – Но как будут использоваться эти ресурсы? Изначально идея введения утильсбора объяснялась экологической безопасностью, необходимостью развить утилизацию. Прошли годы, но мы не видим действий в этом направлении — нет массовой утилизации сельхозтехники.
Александр Алтынов посчитал, что повышение сборов приведёт к росту цен на сельхозтехнику в зависимости от класса на 10-25%.
– Кто говорит, что дилеры могут взять эти расходы на себя, должен понимать: маржа дилеров на технику в последние годы падает и редко превышает 6-9%. У производителей же сельхозтехники валовая маржинальность 10-12%.
Отрасль вряд ли может позволить себе роскошь принять повышение сборов сейчас. Кто говорит, что это будет стимулировать отечественное производство и что отечественная сельхозтехника не подорожает, — ошибается. Мы проанализировали, как изменялись цены на отечественную и импортную технику за последние 4-5 лет: две модели зерноуборочных комбайнов американского производства подорожали на 20 и 30%, две модели комбайнов, которые собирают в России — на 36 и 44%. Таким образом, безотносительно сборов цены на отечественную сельхозтехнику растут опережающими темпами. При этом российские заводы загружены до сентября и вряд ли могут увеличить производство.
Эксперт отметил, что дефицит тракторов в России оценивается в 100 тыс. ед., зерноуборочных комбайнов – 46 тыс. ед., кормоуборочных комбайнов – 6 тыс. ед. В таких условиях повышать ставку утильсбора, по его мнению, нельзя. А важно провести экспертную дискуссию, проанализировать, на что расходовались средства, которые поступали в предыдущие годы. Также необходимо обсудить методику индексации уровня сборов, чтобы участники рынка понимали, от чего зависит размер увеличения ставки.
Гендиректор AGCO-RM Татьяна Фадеева предположила: если ставки будут повышены с апреля, дилеры не смогут абсорбировать рост издержек и будут вынуждены часть из них переложить на клиентов. Учитывая то, что контракты на приобретение сельхозтехники для весенней посевной заключаются, как правило, ещё в ноябре преды-
дущего года, некоторым компаниям придётся пересматривать уже заключённые договоры.
– Это повышает риск срыва посевной, что может стать критичным для многих регионов, входящих в область рискованного земледелия, – считает Татьяна Фадеева. По её мнению, такое решение должно было быть анонсировано не менее чем за полгода или год.
В конференции приняли участие более трёхсот человек, в их числе – производители и дилеры сельхозтехники, сельхозтоваропроизводители, производители продуктов питания, семян и СЗР, представители отраслевых союзов.
В ходе обсуждения провели анкетирование участников. 91% респондентов высказались категорически против повышения утильсбора в 2021 году. 85% ответили, что повышение утильсбора не будет способствовать развитию отечественного машиностроения, а 88% участников ожидают сильного или умеренного снижения рентабельности сельхозпроизводства в 2021 году.
По итогам конференции составлена резолюция о недопустимости повышения утилизационного сбора в 2021 году, её направили в правительство РФ.
Инга Сысоева