Почему дипломированные специалисты оказываются не у дел
«Утверждаю. Мирошниченко. 10.04.2006 г.» Это резолюция директора по персоналу ОАО «Таганрогский металлургический завод» («Тагмет») В. Мирошниченко на заявлении Игоря Колесникова с просьбой зачислить его на заводскую стипендию.
Деньги парню были позарез необходимы: отец Владимир Иванович временно не работал, единственным кормильцем семьи была мать Наталья Владимировна, заведующая заводской столовой. Игорь поступал в местный филиал Донского государственного технического университета (ДГТУ) на очное обучение, специальность «технология сварочного производства», группа № 38. Всё чин по чину: «Финансовые средства в бюджете затрат на обучение зарегистрированы. Бюджет – 75 человек, фактически – 65. Гусаков А.Н., начальник отдела подготовки персонала».
Но подошло обучение к концу, и Игорь, получив диплом инженера, вместо заводского цеха металлургического гиганта отправился... в адвокатскую контору Ассоциации юристов г. Таганрога. В чём дело? А вот в чём, как объяснили ему на заводе, куда он пришёл, чтобы ему указали его рабочее место: «Кризис, парень. У нас массовое сокращение штата, к сожалению. Работу по специальности и по твоей квалификации предоставить тебе сейчас не сможем. Придётся тебе самому трудоустраиваться». Так молодой квалифицированный специалист, обученный в вузе всем премудростям и последним новинкам сварочного производства, оказался, увы, ненужным! Его мозги «утекли» в другом направлении – в ассоциацию юристов, где он получил полставки. Так в его только что начавшейся трудовой биографии появились две взаимоисключающие записи: «образование высшее, инженер», и «заместитель председателя по хозяйственной части»...
Однако ещё больше изумился Игорь Колесников, когда получил повестку в суд. Ставший за годы учебы ему родным завод потребовал от него вернуть якобы его задолженность по ученическому договору: деньги, потраченные за пять лет его обучения по заводской стипендии – 84 с «хвостиком» тысячи рублей, да ещё проценты более 12 тысяч. Дескать, окончив вуз, к работе на «Тагмете», который оплачивал его обучение, бывший наш стипендиат Колесников И.В. так и не приступил.
Судья Таганрогского суда Ольга Полиёва быстро разобралась: вины бывшего студента-стипендиата в происшедшем нет, от работы он не отказывался, это завод отказал ему в ней. И решила этот нелепый спор в пользу несостоявшегося сварщика. Проиграла администрация «Тагмета» это дело и в областном суде, куда она обратилась с кассационной жалобой на решение судьи О. Полиёвой.
Точно так же год назад суд в станице Обливской защитил другого выпускника вуза, Александра Нургалиева. Проработав врачом-стоматологом в Обливской центральной районной больнице несколько лет, он, чтобы повысить свою квалификацию, поступил учиться заочно в Ставропольскую медицинскую академию на факультет последипломного и дополнительного образования, тем более что срок его сертификата уже истекал. Надо было поехать в Ставрополь на курсы по переподготовке продолжительностью в 40 дней, но администрация соглашалась лишь на 28. Хотя по трудовому договору со специалистом ему полагались как раз 42 календарных дня оплачиваемого отпуска. «А у нас денег нет на такой срок», – был ответ. Поехал, позанимался, сколько нужно было, 28 дней, естественно, не хватило. Перед квалификационными экзаменами отбил в станицу главврачу Ирине Матвеевой телеграмму с просьбой дать ему отпуск за свой счёт и продолжал занятия. Успешно сдал экзамены и, окрылённый, вернулся домой. А там – как обухом по голове: вы уволены за прогул. Пришлось судиться.
Судья Жанна Рычнева по пунктам разбила возражения администрации больницы и обязала восстановить А. Нургалиева на работе. Прогул был вынужденным, потому как администрация отказала ему в реализации его законного права, предусмотренного ведомственными нормативными документами на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и подтверждённого его трудовым договором с администрацией больницы, под которым рядом с его стоит и подпись И. Матвеевой. Вопреки этому судебному решению и полученному Нургалиевым сертификату на работу стоматологом в последующие пять лет, администрация больницы продолжала настаивать на его увольнении, подав кассационную жалобу в Ростовский областной суд. Но и тут эту тяжбу проиграла.
Странная, однако, логика у Ирины Алексеевны Матвеевой: как будто в глубинке, каковой является Обливский район, ни у кого из селян никогда не болят зубы и никто не нуждается в услугах дипломированного специалиста с академическим медицинским образованием!..
Но, похоже, именно так рассуждало руководство Зимовниковской центральной районной больницы, уволив якобы за прогул, а потом по вынужденному «собственному» желанию медсестру Оксану Ефимову, которую сама же больница три с половиной года обучала по своей стипендии на фельдшера в Волгодонском медицинском колледже. Когда Оксана вышла на работу из своего первого трудового отпуска, ей сказали, что её рабочее место сокращено, а потом, когда она стала возражать, вообще уволили якобы за прогул. Позднее суд восстановит её на работе в больнице и обяжет администрацию выплатить ей 13579 рублей 50 копеек за простой и три тысячи рублей компенсации морального вреда.
А пока суд разбирался в этом увольнении, главврач Николай Канцуров учинил свой иск в суд, потребовав от Оксаны вернуть почти 47 тысяч рублей – расходы на её обучение в колледже по стипендии больницы. Тогда рассмотрение этой коварной бумаги было приостановлено – до решения по жалобе О. Ефимовой. Но, получив решение о восстановлении на прежнем месте работы, девушка сгоряча, издерганная судебной волокитой, совершила ошибку, не предусмотрев всех возможных последствий, и подала заявление об увольнении по собственному желанию. Н. Канцуров тут же с готовностью это заявление подписал – а следом суд удовлетворил иск больницы с требованием вернуть деньги за обучение, правда, скинув семь с небольшим тысяч...
Буква победила (пункт ученического договора: если студент откажется приступить к работе без уважительных причин, он обязан возместить пославшей его на учёбу больнице затраченные средства). Оксана Ефимова уже не была студенткой и не отказывалась от работы в больнице, но ей «вежливо» объяснили: вы же отработали не пять лет, как были обязаны, а всего чуть больше года, и ушли сами, не выполнив условий контракта...
Короче, спровоцировали увольнение по собственному желанию и лицемерно заставили за это платить из собственного кармана. А ещё сетуем, что на селе не хватает медицинских работников!..
Александр ИСАЕВ
Ростовская обл.