Здоровье даром и за деньги. Интервью с министром здравоохранения Ростовской области Т.Ю. Быковской

Государство обещает лечить. Пациенты ждут, что из этого выйдет.

1 января вступил в действие закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В "Крестьянине" № 48 за 2011 год мы постарались рассказать об основных новшествах, ожидающих российских пациентов и врачей. Теперь пора разобраться, как новый закон будет работать в донском регионе и получится ли с его помощью решить старые проблемы. Рассказать об этом мы попросили министра здравоохранения Ростовской области Татьяну Быковскую.

– Татьяна Юрьевна, представим себе обычного пациента – скорее всего, это сельский житель, как и большинство наших читателей. Расскажите, пожалуйста, что изменится в его поликлинике, больнице, ФАПе в связи с новым законом. И что в этом законе самое важное и главное?
– Прежде всего закон чётко определил ответственность всех сторон, причём впервые – ответственность пациента за своё здоровье. В законе прописана обязанность человека заботиться о своём здоровье и соблюдать режим лечения. Сформулировано понятие профилактической медицины, причём сказано, что она является приоритетной.

– И что это означает для нашего пациента на практике? Как именно он должен заботиться о своём здоровье?
– Например, прийти в центр здоровья: там можно, записавшись заранее, без очереди пройти скрининг, то есть самое общее обследование. В 2011 году в центры здоровья пришли 34 тысячи человек. Практичес­ки здоровыми из них оказались 30%. У остальных выявлены патологии, людей направили на дальнейшие обследования. При этих центрах есть группы здоровья и психологической разгрузки, можно заняться лечебной физкультурой, получить консультацию диетолога...

– Но центры здоровья – это же для горожан. А как быть жителям села?
– В Волгодонск могут приехать жители Волгодонского, Цимлянского и Дубовского районов. В Шахты – жители Октябрьского, они прикреплены. И в ростовские центры, предварительно записавшись, могут приезжать все селяне при наличии полиса.

– Много споров было вокруг того, что в законе написано о платных и бесплатных медицинских услугах...
– Да, высказывались опасения, что в связи с переходом на новые формы хозяйствования медицина станет платной. Ничего подобного! Программа государственных гарантий определяет государственный заказ для каждого лечебно-профилактического учреждения. И все медицинские услуги в том объёме, который гарантирован государством, остаются бесплатными для пациента. Всё, что свыше госзаказа, – это, конечно, отдельный разговор. А в казённых учреждениях, таких как туберкулёзные и психоневрологические больницы, дома ребёнка и т. д., вообще не может быть никаких платных услуг.

– А откуда пациент, который пришёл в поликлинику, узнает, что бесплатно, а за что нужно платить?
– В каждой поликлинике должен быть информационный стенд, где вывешен общероссийский перечень бесплатных медицинских услуг, предоставляемых по государственной гарантии. 

– А если нет такого стенда, можно идти к главврачу и спрашивать, в чём дело?
– Нужно идти. 

– Но ведь на практике чаще всего бывает так: «Да, мы должны сделать вам это обследование бесплатно. Но у нас сейчас нет нужного препарата (большая очередь и т. д.), так что придётся подождать месяц». А за наличные – хоть завтра...
– В законе чётко прописано, в течение какого времени должна быть оказана каждая услуга. На плановую госпитализацию возможна очередь, а на экст­ренную – нет. В поликлинике участковый терапевт и педиатр обязаны принять вас в день обращения. Они же направят пациента к узкому специалисту, потому что сам пациент не может определить, к кому именно ему идти. Если же человек уже был у специалиста, тот сам ему назначит дату повторного приёма. 

– Неужели если у человека, который лечится у офтальмолога много лет, в очередной раз заболели глаза, ему нужно идти сначала к терапевту? 
– Да, начать нужно с терапевта. Заболевание глаз может быть связано с другими патологиями, может дать осложнения. И в законе отмечено, что основную ответственность за пациента несут участковые врачи – собственно, именно за это они и получили доплату в рамках нацпроекта. Все данные о пациенте должны быть в одних руках. А мы в последнее время всё так узко специализировали, что разные врачи иногда назначают пациенту взаимоисключающие препараты.

– Но терапевты и так перегружены. А получается, сама я теперь не могу записаться на приём к узкому специалисту?
– Можете. Но одно дело, если вас к нему направляет терапевт. И совсем другое, если вы этого сами захотели. В этом случае вам могут сказать: «Через две недели, когда у врача будет свободное время». Или: «После 16.00 этот доктор работает в системе добровольного медицинского страхования, то есть оказывает платные услуги».

– Как раз то, что платные услуги официально прописали в муниципальной поликлинике, сильно смущает критиков закона. Не приведёт ли это к злоупотреблениям?
– С моей точки зрения – правильно, что прописали. Согласно закону сегодня должно быть чётко разграничено время, когда доктор оказывает бесплатные услуги по госгарантиям, а когда – платные. Раньше просто деньги шли мимо кассы. А теперь доктор получит свою доплату, а лечебное учреждение – свой доход. 

– Но у доктора будет соблазн взять деньги и за то, что положено бесплатно...
– Нет, не будет, потому что всё равно он должен выполнить объём бесплатных услуг, за которые он получает зарплату. Платные услуги – это ведь дополнительный заработок, а не основной. 

– Наша читательница из Каменского района Наталья Колтовская жалуется: ей дали направление в Каменскую городскую больницу на бесплатное обследование на томографе. А когда она пришла, потребовали с неё две с лишним тысячи рублей на том основании, что она – не жительница города Каменска.
– Это нарушение. Однозначно. Это несогласованность действий руководителей города и района. У нас есть договорённость, что Каменск даёт Каменскому району квоты на бесплатное обследование на томографе. По идее, из Каменского района должны были позвонить в город и уточнить время, когда пациентка может приехать. А они её отправили в никуда.

– Аналогичные жалобы – из Волгодонского района («Еду в свою ЦРБ мимо волгодонских поликлиник, где меня отказываются принимать. 35 км вместо 5») и не только...
– Это тоже нарушение. Такой тихий саботаж. Но сейчас мы отрабатываем межмуниципальное взаимодействие на трёх территориях: Гуково – Зверево – Красный Сулин. Если в Гуково, скажем, хорошо развита травматология, зачем её развивать в Зверево – в 20 км? И если в Зверево капитально отремонтировали инфекционное отделение, зачем то же самое делать в Красном Сулине? Или взять Азов: там педиат­рические отделения городской и районной больниц чуть ли не соприкасаются заборами – и оба не загружены. Так зачем дублировать? То есть нужно наладить взаимодействие крупного лечебного учреждения и близлежащей территории, чтобы жители чётко знали, где и какую помощь они получат. 

– Что нужно делать человеку в такой ситуации, как у нашей читательницы из Каменского района?
– Звонить в свою страховую компанию, телефон которой есть на бланке вашего полиса. В новом законе чётко написано: качество медицинской помощи контролирует страховая компания. Более того, мы – одни из первых в стране – ввели порядок, при котором в лечебном учреждении принимают представители страховых компаний. 

– Наталья Колтовская и сейчас может обратиться в свою страховую компанию? 
– Да, и компания будет в досудебном порядке решать, кто вернёт ей эти две тысячи.

– Неужели действительно вернут?
– Да, у нас много таких случаев. Если доказано, что плата взята неправомерно, возвращают. Лишь бы она не заключила с ними договор – тогда она не сможет получить деньги назад.

– Скорее всего заключила. Мы же в таких случаях подписываем какие-то бумажки, не особо разбираясь...
– Нужно объяснять людям, что этого не следует делать. Если у неё было на руках направление из Каменского района, её обязаны были принять. 

– Сможем ли мы по новому закону действительно выбирать врача?
– На практике территориальный принцип всё равно сохранится. Если вы не хотите лечиться у какого-то врача, вы можете прийти к главврачу и попросить перевести вас к другому. Но это реально в городе, в крупном райцентре. А какой выбор есть в маленькой сельской амбулатории? 

– В законе написано, что врача можно выбирать «с учётом его согласия». В каком случае врач может отказаться принять пациента?
– Только если он перегружен.

– «Почему у нас закрывают роддом?» – одинаковые вопросы из Чалтыря, Родионово-Несветайского, Боковского районов.
– В Боковской не будут закрывать. А о других роддомах скажу подробнее. Для того чтобы доктор не терял квалификацию, он должен принимать минимум двое родов в день. Поэтому родильные дома, где происходит меньше 500 родов в год, небезопасны для пациенток. В прошедшем году уже были печальные случаи: умерли мама с ребёнком в Весёлом, в Дубовском погибла роженица – осиротели её двое детей. Причём врачи делали что могли, но у них не было ни достаточного опыта, ни необходимого оборудования. 

Вот цифры. В Чалтыре в 2009 году родили 262 женщины, в 2010-м – 243. Причём число беременных в Мясниковском районе было 504, но половина из них поехали рожать в Ростов. И правильно сделали! Женщина рожает 1-3 раза в жизни. И здесь нужно думать прежде всего не о комфорте и доступности, а о качестве медицинской помощи. Ну зачем роддом в Чалтыре, если рядом Ростов? Родионово-Несветайский район: 2009 год – 138 родов, 2010-й – 142. А вот роддом в Боковской закрыть мы пока не можем: отдалённая территория, а хороших дорог нет. Но при малейшем подозрении на патологию будем отправлять женщин в Миллерово, в межрайцентр. 

– Кстати, небольшая заметка в нашей газете о системе межрайцентров вызвала настоящую бурю: «Наши ЦРБ и так нищие, а теперь их и вовсе ликвидируют...»
– Люди неправильно поняли. В работе ЦРБ ничего не изменится. Но! В большинстве ЦРБ никогда не будет кардиологического отделения. Там есть терапия, в состав которой входят и кардиологические койки, и неврологические и т. д. Кардиологическое отделение, где можно пройти более детальные обследования более высокого уровня и получить более квалифицированное лечение, есть, например, в Миллеровской ЦРБ. И пациент с серьёзной проблемой сразу должен попадать туда, где есть узкопрофильное лечение. А закрывать мы ничего не будем, кроме некоторых роддомов. Напротив, на селе за последние годы добавили более тысячи коек сестринского ухода.

– Что это такое?
– Это койки, где оказывается медико-социальная помощь. Важно то, что они не входят в систему обязательного медицинского страхования, то есть там можно держать пациента столько, сколько нужно, невзирая на нормативы. На этих койках лежат, например, престарелые люди, ожидая пока их оформят в интернат, брошенные дети. И для одиноких сельских бабушек и дедушек это хорошая возможность получить уход и подлечиться. 

– «Что делается для укомплектования сельских больниц врачами, в частности педиат­рами? У нас в Боковской штат заполнен меньше чем на 50%», – это ещё один читательский крик души. 
– В 2012 году любому молодому медику (до 35 лет), который согласится переехать в село, государство выплатит миллион рублей. А в РО с 1 ян­-варя тем интернам и ординаторам, кто едет в труднодоступные территории (в том числе в горняцкие), дополнительно выделят из областного бюджета ещё 200 тысяч на благоустройство. Плюс 50 тысяч подъёмных. Сейчас поступило уже 24 заявления. Но, к сожалению, дети из Боковского района, поступившие в медуниверситет, редко возвращаются в Боковку. А в Заветинском, Зимовниковском, Ремонтненском районах серьёзных кадровых проблем нет. Так что это не только медицинская проблема. 

– Закон обещает единые медицинские стандарты для всех регионов. Что это даст пациентам и врачам?
– Больной вопрос. Минис­терство их ещё не выпустило. Но вообще стандарт – это основной алгоритм лечения того или иного заболевания. Врач может нарушить его, но он должен записать в истории болезни, почему он посчитал необходимым лечить больного так, а не иначе. В любом случае меньше стандарта он сделать не может. А больше – пожалуйста.

– Насколько я знаю, стандарт касается не только действий врача, но и комплектации медицинских учреждений. Когда он заработает, может, врачи «скорой» не будут говорить, что у них один анальгин с димедролом?
– А у них и сейчас не только анальгин с димедролом. Они финансируются по полному тарифу. Мало ли что можно говорить... 

– «Почему в Багаевской ЦРБ часть лекарств платная? В городских больницах такого нет...» Что-то я сомневаюсь, что в городских больницах такого нет...
– Я тоже. Есть перечень необходимых лекарств, которые больница обязана предоставить бесплатно. Если нужный препарат не входит в этот перечень, то есть два варианта: либо врач подбирает замену из перечня, либо пациент покупает лекарство сам. Но многое зависит и от механизма управления. Например, я была в Зимовниковской ЦРБ, там ни один пациент не пожаловался, что ему пришлось что-то покупать самому. Но и пациенты иногда капризничают: требуют именно то, что им хочется.

– А могут бесплатно назначить препарат, не входящий в перечень?
– Да – по решению врачебной комиссии. 

– «Чем закончилась скандальная история с покупкой томографов? Правда ли, что тот замминистра, которому предъявили обвинение по этому делу, спокойно продолжает работать?» – спрашивает читатель. 
– История ничем пока не закончилась. Следствие идёт, мы отвечаем на вопросы. А замминистра Василий Кравченко не уволен, но отстранён от работы на время следствия. Могу сказать только одно: при закупке оборудования и по сей день нет ясной ценовой политики. Мы так и не знаем, сколько должен был стоить томограф: они продаются по разной цене.

– 90 и 40 млн – всё-таки слишком большая разница...
– «Жигули» и «БМВ» тоже по-разному стоят.

– Будет ли в Ростовской области бюджетная программа репродукции человека (ЭКО)?
– Да. С этого года она стартует на базе перинатального центра. В 2012 году 130 женщин получат бесплатные квоты за счёт государства. 

Беседовала Анна КОЛОБОВА

ОТ РЕДАКЦИИ. Вопросы министру мы придумывали всем миром. Едва ли не бОльшую часть нам подсказали вы, дорогие читатели, за что вам огромное спасибо. Теперь мы ждём откликов – рассудительных и эмоциональных, удовлетворённых и возмущённых... В общем, таких, как всегда, – интересных.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Здоровье
Газета: Газета Крестьянин