За газом – к соседям

Бюрократизм газовиков наказан штрафом.

Чтобы не замёрзнуть зимой вместе со своей 84-летней матерью, Елене Чередниченко пришлось начать войну с газовиками. 
Елена живёт вместе со своей матерью Марией Васильевной Сушковой в небольшом частном доме в Шахтах. В городе шахтёрской славы чёрное топливо сейчас в большом дефиците. После закрытия местных шахт хорошего угля днём с огнём не сыщешь. Несколько лет матери с дочерью приходилось довольствоваться привозным углем. Он дымит, коптит, а тепла даёт совсем мало. Сколько не шуруди угольки в печи. 
В 2007 году созрело решение газифицировать дом. Это можно было сделать ещё три года назад, когда кооператив из местных жителей тянул по улице трубу. Но тогда денег не было. А теперь Елена сделала взнос в кооператив и пошла в «Шахтымежрайгаз» за техническими условиями на присоединение. 

Работники «Шахтымежрайгаза» выдали Елене техусловия, но написанное её не устроило. Предлагалось вести подземный газопровод через дорогу. Посовещавшись со строителями, Елена решила, что, как бы ни хотелось, она не сможет сделать это. Да и зачем, если по улице всего в нескольких шагах от её дома проходит газопровод, и заканчивается он возле соседки?

Встретимся в суде

В 2010 году срок действия старых тех­условий истёк, и Елена вновь обратилась в «Шахтымежрайгаз». Ей продлили документ на тех же условиях, то есть опять через дорогу.

Елена тогда ещё не знала, что существуют «Правила заключения и исполнения публичных договоров при подключении объектов коммунальной инфраструктуры», в них (пункт 12 и пункт 20) сказано, что домовладелец строит только внутридворовой газопровод до границ своего участка. А подвести газ от уличного газопровода к границам участка – головная боль газовиков.

Вникнуть в юридическую казуистику не было возможности, и она просто попросила переделать техусловия так, чтобы можно было подключиться к ближайшему от дома газопроводу. Вместо того чтобы облегчить жизнь своей клиентке, работники «Шахтымежрайгаза» почему-то отправили её… к соседке, возле дома которой заканчивался газопровод. За бумажкой, что соседка не возражает против присоединения к уличному газопроводу (хотя свидетельства о праве собственности на этот газопровод у той и не было). Согласие на подключение вовсе не фигурирует в «Правилах выдачи техусловий». А значит, требования газовиков следовало бы оспорить.

Елена этого делать не стала. Доверие к умным людям в серьёзной конторе обернулось для неё ссорой с соседкой. Та желала получить за свою подпись 10 тысяч рублей. Елена не понимала, почему так много. Разлад перерос в судебную тяжбу.

Чуть не замёрзли

Зиму 2010 года Елена провела в суде. На адвоката денег не было, свои интересы женщина без юридического образования, как могла, отстаивала сама. 

– Такое было ощущение, что надо мной просто издеваются, – вспоминает жительница Шахт. – После того как я подала исковое заявление, соседка сразу же подписала согласие, и суд оставил моё заявление без рассмотрения. Но когда я пришла к газовикам с подписанной соседкой бумагой, они заявили, что та своё согласие уже отозвала и что мне снова придётся подавать в суд.

Температура в доме держалась чуть выше нуля. Свою маму, пережившую и голод, и войну, Елена кутала в шубы и не знала, чем объяснить ей эти труднос­ти в мирное и сытое время.

– Было так плохо, что стало всё равно. Как будто какая-то непробиваемая стена стояла передо мной. Я стала стучаться во все двери.
Елена вновь подала в суд. Пока шло разбирательство, написала в областное министерство промышленности, оттуда пришёл равнодушный ответ, что это не их вопрос. Пошла на приём к тогдашнему мэру города Сергею Понамаренко, разговор был на повышенных тонах. Но он посоветовал обратиться в федеральную антимонопольную службу. Написала и туда. Три месяца не отвечала ФАС, и Елена решилась на крайнюю меру: обратилась в общественную приёмную президента Медведева.

Только после этого Елена почувствовала, что дело начало двигаться с мёртвой точки. Суд вынес решение в пользу Елены и обязал соседку не чинить препятствия новому абоненту. ФАС возбудила дела против ОАО «Шахтымежрайгаз».

Прицепились к проекту

Вероятно, в действиях газовиков можно было бы найти множество нарушений и оштрафовать на более крупную сумму. Однако, внимательно изучив техусловия, сотрудники ФАС нашли только один спорный момент. Газовики обязывали женщину предоставить им проект на газопровод, выполненный в специализированной организации и «согласованный в установленном порядке». Это требование хотя и вписывается в «Правила заключения публичных договоров…», однако противоречит ч. 3 ст. 48 Градострои­тельного кодекса. Кодекс даёт возможность домовладельцу подготовить проект на своё усмотрение или даже в некоторых случаях вовсе обойтись без него. Из-за этой юридической коллизии сейчас в разных регионах страны домовладельцы с переменным успехом судятся с газовиками. 

В деле Елены законодательная нестыковка обернулась в её пользу: ФАС наказала газовиков штрафом в 100 000 руб­лей и предписала выдать заявительнице новые техусловия.

Так получилось, что даже одно это нарушение, выявленное сотрудниками ФАС, решило исход борьбы шахтинской жительницы с газовиками в пользу Елены. Зиму 2012 года она встретила уже в газифицированном доме.

Говорят, после битвы кулаками не машут, однако ОАО «Шахтымежрайгаз» ещё несколько месяцев судилось с ФАС, отстаивая своё «святое» право согласовывать проекты на внутридворовые и внутридомовые газопроводы и оспаривая штраф. Точка была поставлена Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа уже этой весной: газовики были не правы, Елена не должна была заказывать проект в специализированной организации и согласовывать его с «Шахтымежрайгазом». 

Инга Сысоева
г. Шахты, Ростовская обл.

Делали и продолжаем

Почему «Шахтымежрайгаз» допустил нарушения законодательства и что делает компания, чтобы эти нарушения не повторились впредь? Отвечает заместитель исполнительного директора по строи­тельству и инвестициям ОАО «Шахтымежрайгаз» Игорь Акимов.
– Мы не согласны с решением УФАС, и наша точка зрения подтверждена другими решениями судов в отношении других случаев (решение Арбитражного суда по делу А.С. Лидковой). Все организации так делали и продолжают делать. Что касается вопроса, почему для выдачи техусловий требовалось согласие соседки: заказчиком строительства газопровода изначально являлся кооператив. Мы живём в крестьянской стране, и здесь действует порядок: если людям нужно провести газопровод, они складываются, строят и получают газ. Тратить деньги на регистрацию права собственности они потом не хотят, но для нас они являются собственниками не формально, а фактически.

Как обратиться в ФАС?

Подать заявление в письменной форме. Заявление должно содержать: сведения о зая­вителе, имеющиеся сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. К заявлению приложить документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов необходимо указать причину, по которой это невозможно, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Пожаловаться на действия монополис­тов, как и других нарушителей антимонопольного законодательства, можно по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 2/2, офис 403, или в электронной форме, через сайт Ростовского УФАС России: rostov.fas.gov.ru.

Порядок в ваших руках

Нарушения со стороны газовых сетевых организаций при подключении новых абонентов к газопроводам, судя по сообщениям в СМИ и обращениям наших читателей, обычное дело. За нарушениями в этой сфере следит Федеральная антимонопольная служба. Почему нельзя пресечь незаконные действия сетевиков раз и навсегда? Ответила Ольга Сергеевна Бубельцова, начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ростовского УФАС России:

– Для того чтобы выявить нарушение антимонопольного законодательства в действиях какого-либо лица, антимонопольный орган должен располагать всей необходимой информацией, в том числе документами, об этом свидетельствующими. Ростовским УФАС России регулярно выявляются злоупотребления владельцев сетей, связанные с отказом или уклонением от обязанностей по присоединению новых потребителей. В 2012-2013 годах возбуждено порядка 30 дел по обращениям граждан о нарушении сетевыми организациями антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения к газовым и электрическим сетям. Чаще всего нарушения заключаются в уклонении организаций от заключения договора, затягивании сроков, необоснованном завышении цен или взимании платы при отсутствии установленного тарифа. Эффективной мерой пресечения нарушений антимонопольного законодательства стало введение института предупреждений. Выдача предупреждения позволяет оперативно и эффективно устранить нарушения антимонопольного законодательства без возбуждения дела. К полномочиям антимонопольной службы также относится выдача обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения. Предписания могут выдаваться в интересах как отдельно взятого гражданина, так и в интересах неопределённого круга лиц. 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Закон
Газета: Газета Крестьянин