По капельке под самый корешок (15.07.2008)

Александру Прыдченко надоело смотреть, как банкротили несколько раз его родной колхоз, передавая из рук в руки. Каждый новый хозяин обещал золотые горы, но всеобщее благоденствие никак не наступало. Вместе с сотней таких же, как он, разуверившихся, вышел со своим паем из проклятого хозяйства. Отдал его в аренду знакомым предпринимателям из соседнего Петровского района, а потом задумался: а чем он хуже их, неужели не потянет собственное дело?

 Пай забирать не стал, а решил сам арендовать так называемые невостребованные паи односельчан. Разыскал всех, кому недосуг оформить свою землю, и предложил им схему: он берет на себя все хлопоты и траты по оформлению, которые пойдут в зачет как арендная плата за первый год. Нерасторопных землевладельцев такой расклад устроил.

 Все в округе занимаются зерновыми. Дело это рентабельное и не такое уж хлопотное. Но ему предстояло расчистить 160-гектарное поле от бурьяна, в котором и коров не видно. А это очень большие затраты. Когда он ещё на пшеничке их вернет? Решил идти другим путём - потихоньку приводить в порядок поля, а на подготовленных уже площадях выращивать овощи. Прежде всего - лук, который всегда востребован, всегда в цене и хорошо хранится. К тому же в радиусе ста километров никто подобным делом не занимается. А спрос огромный, потому что в его родной Сергиевке народ почти не выращивает овощи, так как поливать их нечем. Прикинул, что урожай с первых десяти гектаров лука он реализует, даже не выезжая за пределы района.

 Продал 20 бычков, что стояли на откорме на его подворье, прошелся с шапкой по родственникам. Так и собрал деньжат, чтоб начать дело. Знакомые предприниматели подсказали, куда съездить за «луковым опытом», а заодно помогли оформить кредит в рамках нацпроекта в Россельхозбанке. На занятые 1,8 миллиона рублей Александр приобрел овощную сеялку, современный опрыскиватель и трактор «Беларус». Но воды для полива в Сергиев¬ском в самом деле практически нет. Пока технический водопровод был на балансе колхоза, из него что-то капало, а когда народу выпала доля за воду платить самим, пошли дрязги, разборки, вылившиеся в массовые неплатежи. И из трубы уже не каплет. Но Александра такой расклад не смутил, наоборот, воодушевил на поиск альтернативных источников.

 Съездил он с товарищами в Ростовскую область в одну фирму, где им показали систему капельного орошения. Не такая уж сложная штука. Чтоб соорудить капельный полив на его 10 гектарах, надо 500 тысяч рублей. У него такие деньги были, с бычков да с родственных займов.

 Так на окраине Сергиевского, неподалеку от русла реки Калаус, появилась невиданная здесь доселе установка капельного орошения.

 Александр охотно демонстрирует объект. Это, прежде всего, помпа мощностью 96 кубометров воды в час, которая высасывает воду из мутного Калауса и подает её по рукавам на небольшую высотку в 200 метрах от реки, где сооружен маленький прудик.

 Прудик тот особый, разделен на три части земляными валами. Валы выполняют роль естественных фильтров. В первый отсек попадает грязная желтая вода. Но, просочившись сквозь землю, она заметно светлеет. Пройдя вторую очистку, становится уже прозрачной. Оттуда её выкачивает вторая помпа и подает в стоящую на горке емкость. Здесь вода очищается в очередной раз, уже проходя через гравийный фильтр - грубой очистки. А потом ещё два фильтра тонкой очистки, откуда чистейшая влага растекается по системе шлангов, рассредоточенных по всему полю. В шлангах тех дырочки, через которые капелька за капелькой питает корневую систему растений.

 - Шланги мы укладывали во время сева. На сеялке сделали специальное приспособление, которое позволяет укладывать шланг в борозду с семенами, так вместе их и загортаем, - поясняет Александр. - Вообще-то по технологии шланги должны лежать на поверхности. Но как показала практика, их тогда расклевывают грачи, ищущие воду. Спрятанные прослужат дольше.

 А каково оптимальное количество капель, необходимых растению в день? Может ли система обеспечить такую дозировку? А можно ли вносить вместе с водой в почву удобрения?

 Задаю эти вопросы, потому что видел по телеку, как действует система капельного орошения в Израиле. Там весь процесс контролирует компьютер. А на поле Прыдченко ничего подобного нет. Может, тогда и овчинка выделки не стоит?

- Конечно, нам до таких тонкостей далеко. Вместо компьютера - мое чутье, крестьянский опыт, - говорит Александр, - но огород стоило городить хотя бы ради того, что капельное орошение в нашем бедном водой районе просто экономически выгодно. Другая система полива разорит. Не зря же традиционным поливным земледелием при нынешних ценах на энергоносители никто здесь и не занимается. Те затраты, что я несу, вполне приемлемы. Мы тратим горючее на работу двух помп, да на весенние полевые работы, да на будущую уборку. Гербицидами поле обработали, а вот удобрения вообще не применяли, земля-то здесь отдыхала несколько лет. Не применяем пока и фунгициды, хотя необходимый запас их имеется. Всё это должно удешевить продукцию.

 Александр посадил высокоурожайные голландские сорта «Франциско» и «Мачо». Они дают при капельном орошении урожай в 80-100 тонн с гектара. Прыдченко надеется взять 40-50. Уже хорошо. Даже если выйдет на ноль, не расстроится. Ведь первый год, трудно ждать рекордов. А как окупятся затраты, тогда и о барышах можно будет подумать.

Выразить свое отношение: 
Газета: Газета Крестьянин