Рекордсмены

- Вы всегда рассказываете о каких-то необыкновенных, интересных людях, - раздался в редакции звонок. - Хочу подсказать очередного героя, работает в нашем хозяйстве. Черных Михаил Алексеевич. Двадцать два сезона выходит в поле на своём комбайне.

 - Ну и что же здесь удивительного? Бывает стаж и поболее.

 - У людей да, но чтобы столько комбайн «жил» в добром здравии - случай, думаю, уникальный. Паспортный ресурс «Дона 1500А», на котором работает Черных, - десять лет.



 «Сделали, как для себя»

 В тракторную бригаду ООО «Октябрьский» мы попали в обеденный перерыв. Пока ждали позвавшего в гости главного инженера Ивана Зимина и самого героя, успели осмотреться. Техники много, но вся видавшая виды, двор похож скорее на площадку металлолома, чем на парк современного сельхозпредприятия. Комбайн Черных, о котором речь, тоже здесь. «Отдыхает», как нам пояснили, перед уборкой подсолнечника.

 Подъехали хозяева. Михаил Алексеевич, высокий, крепкий, прожаренный на солнце, оказался человеком коммуникабельным.

 - Отец был плотником, мама - разнорабочей, - стал рассказывать он о себе, откликаясь на нашу просьбу. - После восьмого класса два сезона был штурвальным. А перед армией сел на трактор. Люблю «железки», у меня с ними получается. Когда срочную отслужил, пошёл шофёром в областную ГАИ. Я там за пять лет две «Волги» своими руками собрал. А потом директор совхоза попросил помочь на уборке. Вернулся в своё хозяйство и больше уже никуда не уходил. Всю зиму в мастерских. С ранней весны до поздней осени в поле: с трактора - на комбайн, с комбайна - на трактор.

 - Так готовить технику к работе мало кто умеет, - решил вступить в разговор главный инженер, зная, что сам Черных своим мастерством хвалиться не станет. - К нему механизаторы с любыми вопросами идут. Вообще ответственный человек, работает на совесть, куда бы ни поставили. Звеньевым был, бригадиром, в прошлом году исполнял обязанности агронома.

 Дружба механизатора с ростсельмашевской машиной началась в 1987 году. Хозяйству тогда выпала честь получить первый комбайн «красной линии» - Дон 1500А. И решили доверить его Михаилу, как передовику. Он сам поехал на завод за машиной. Работник завода, вручавший комбайн Черных, заверил: «Не сомневайся, сделали, как для себя».

 Машина и впрямь оказалась безупречной. В первый же год Черных намолотил на «Доне» полторы тысячи тонн зерна - безусловное по совхозу первое место. Так пошло и дальше с ежегодным приростом намолота, несмотря на то, что Михаил Алексеевич восемь лет работал один. Помощника взял впервые, когда подрос сын. Роман четыре жатвы был у отца штурвальным. Последние годы Черных работает в паре с Николаем Водолазским.

В строю, а не в запасе

Многое за эти годы изменилось в хозяйстве. Совхоз-техникум перестал быть учебным заведением, теперь это просто сельхозпредприятие, одно из подразделений СК «Аксайский»; уменьшились площади - из 700 паев в аренде осталось всего 350. И только рекордсмены, кажется, не подвластны времени. Всё также задаёт тон в работе Черных. И комбайн в строю, а не в запасе, в этом году передовик выдал на нём 1340 тонн, а впереди уборка подсолнечника, так что… На «Доне» до сих пор заводская краска. Электроника, кондиционер ни разу не давали сбоев. Двигатель родной, лишь заменили на нём блок. Да в прошлом году комбайн впервые «переобули» - резина начала от времени расслаиваться.

- Сколько ж ваша дружба будет ещё продолжаться? - спрашиваем механизатора.

 - Не знаю, мне через несколько лет на пенсию. А что до комбайна, за всё время он в уборку только раз поломался, в прошлом году. Да и то не по своей вине, авария произошла - раздавился масляный насос, ну коленвал и вышел из строя. Я его за день заменил.

 - Это был единственный случай, когда Черных уступил первенство Алексею Зыкову, на 11 тонн всего-то опередил он тогда нашего лидера, - подсказывает Зимин. - Неужели за это время вам ни разу не предлагали пересесть на более современный комбайн? Есть же у вас в хозяйстве, например, Дон - 1500В.

 - Я сам отказался, у них гидравлика слабовата, - объясняет Черных. - А я как раз тогда за зиму перебрал своему «по косточкам» все узлы. Думаю, неизвестно ещё, как себя новый покажет, а в своём я уверен. И не пожалел.

 - И на АКРОС бы не поменяли?

 - На AКРОС? - Михаил Алексеевич задумался. - Вот разве что на АКРОС бы поменял. В прошлом году на дне поля, проходившем в «Красном колосе», смотрел я его и в кабину садился. Хорошая машина. Я, правда, предлагал своего ветерана туда же вывести: показать, на чём реально работают люди, да и посоревноваться было бы интересно.

 За двадцать два сезона Михаил Черных намолотил на своём «кормильце» около сорока тысяч тонн.

«Капитаны» дорабатывают ресурс

 Такая вот история - информация к размышлению. Общим местом стало ругать отечественную технику: за ненадежность, низкую производительность. Но вот же пример совершенно другого рода: и надёжность сверх всяких нормативов, и рекордная производительность. Кому поставить это в заслугу - машине или механизатору? Наверное, обоим.

 И поразмышлять, как нам кажется, есть над чем с обеих сторон.

 Черных говорит, что в тот год, когда было искушение пересесть на более современный комбайн, он предпочел свой, старый, так как «перебрал ему за зиму все узлы по косточкам». А если такой возможности у механизатора не станет (а при их нынешней круглогодовой загрузке дело к тому идёт)? Как скоро появятся у нас станции технического обслуживания тракторов, комбайнов, такие, как у автомобилистов? И, наконец, нашим заводам предстоит ещё немало продвинуться по качеству и надежности, чтобы механизаторы перестали опасаться новых машин.

Что касается механизатора, его уникальности. Мы позвонили на Ростсельмаш, рассказали о Черных и о его комбайне. Случай, объяснили нам, вовсе не исключительный. Есть, и немало, зерноуборочных машин, которые остаются в строю длительное время. А что мы знаем о «капитанах этих степных кораблей»? Многие из них, как и их комбайны, дорабатывают свой ресурс. Кто придёт им на смену?

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Опыт
Газета: Газета Крестьянин