Это уже пик или ещё нет?
Коронавирусный график преодолел двадцатитысячную отметку и подбирается к 22 тысячам
Неделю назад эксперты обещали нам, что пик эпидемии с ежедневным количеством заражений 20-22 тысячи настанет примерно через месяц. На тот момент график числа заболевших преодолел 18-тысячную отметку и явно не собирался останавливаться. Психологически важные двадцать тысяч кривая проскочила практически без остановки. А сегодня, 9 ноября, в день выпуска номера, Роспотребнадзор объявил о 21 798 заболевших. Почти что обещанные 22 тысячи. Интересно, это уже пик или ещё нет?
Осторожно, антибиотики!
Выросла и смертность: в сентябре, по данным Росстата, она была выше августовской на четверть. Ковид назвали причиной смерти (как основной, так и неосновной) у 9 798 человек. Октябрьских цифр ещё нет, но вряд ли они сильно порадуют.
Россия оказалась не готова ко второй волне, которую официально предпочитают называть осенним подъёмом заболеваемости или ещё как-нибудь щадяще. Но как ни называй, это не отменит того факта, что из регионов идут сигналы о том, что койки заполнены более чем на 100%, врачи работают за пределом возможностей, а из аптек вымели не только антивирусные и антибиотики, но и банальные градусники. Власти объясняют дефицит лекарств сбоями в системе маркировки (для их ликвидации уже ввели упрощённый режим), а также повышенным спросом.
Правда, как ни парадоксально, дефицит антибиотиков может пойти на пользу чересчур мнительным пациентам. С самого начала пандемии многие врачи настаивали, что принимать антибиотики «на случай пневмонии» или вообще «для профилактики» не только бесполезно, но и опасно. На днях это официально подтвердил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко: «При лёгком течении назначение антибиотиков не нужно и является опасным». А при тяжёлом течении болезни назначать их себе самостоятельно — тем более опасная затея.
«Смысла в антибиотиках на начальном этапе ковида нет, это же вирусное заболевание. Антибиотики нужны, только если к вирусу добавится бактериальная инфекция», – сообщил «Медузе» врач клинической больницы № 4 Сеченовского университета, главный пульмонолог Минздрава Сергей Авдеев.
Здесь следовало бы написать дежурную фразу о том, что нужно строго следовать назначениям врача. Но, к сожалению, и врачи должны следовать рекомендациям сверху. А эти рекомендации по-прежнему включают в себя и антибиотики для лёгких больных «во избежание пневмонии», и антивирусные препараты с недоказанной эффективностью — вроде пресловутого «Арбидола». Остаётся рекомендовать самому Минздраву работать так, чтобы правая рука знала о том, что делает левая.
С 1 ноября изменится порядок «ковидных» выплат медикам. Теперь они будут получать фиксированные суммы за каждую смену, в течение которой был контакт с пациентами с установленным диагнозом (вероятно, это придётся доказывать). За одну такую смену врачам заплатят от 2 430 («скорая», поликлиника) до 3 880 рублей (стационар). Медсёстры получат от1 215 до 2 430 рублей, а санитарки — от 600 до 1 215 рублей.
Также Минздрав России изменил правила лечения коронавируса. Теперь пациентов можно выписывать из больницы, не дожидаясь отрицательного теста. Но оставлять лечиться дома разрешат только пациентов, у которых есть отдельная комната — остальные подлежат госпитализации. Эти правила уже вызвали много вопросов, главные из которых: «Знает ли Минздрав о повсеместной нехватке больничных коек?» и «Хорошо ли представляют в министерстве, в каких условиях живут иные российские семьи?».
Хрупкое равновесие
Южный окружной медицинский центр ФМБА России в Ростове (бывшая больница водников) будет перепрофилирован под ковидный госпиталь на 120 мест, из них 12 реанимационных. Об этом на заседании Совета Федерации 3 ноября сообщила сенатор от Ростовской области Ирина Рукавишникова. Открытие госпиталя назначено на 10 ноября, так что, вероятно, когда вы получите этот номер, он уже заработает.
В Ростовской области — своеобразное «плато»: ежедневное количество заболевших по-прежнему держится на уровне 310-316 человек. На последнем заседании областного штаба по борьбе с коронавирусом губернатор Василий Голубев охарактеризовал ситуацию как «хрупкое равновесие», которое «никого не должно успокаивать». А замгубернатора Сергей Бондарев предложил целый ряд антиковидных мер. Среди них есть довольно экзотические (подробней см. стр. 2). Помимо прочего Сергей Бондарев предложил прописать в региональном постановлении, что с 1 ноября социальные выплаты перестанут получать люди, имеющие долги за ЖКХ. Возможно, замгубернатора обладает секретной информацией о скором окончании эпидемии в Ростовской области. В противном случае нам непонятно, как можно в столь «напряжённой ситуации» (слова самого Бондарева) загонять самых незащищённых жителей области в круговорот новых долгов. Впрочем, новое постановление только готовится: возможно, не все идеи замгубернатора обретут юридическую силу.
Анна КОЛОБОВА